Учат в школе

Автор:
Настя Мальцева

Александр Некрасов-Циклаури три года преподаёт Основы Безопасности Жизнедеятельности в ГАОУ ЦО 548 “Царицыно”. За это время у него сложилось мнение о школьной программе, о русском менталитете, о детях и их родителях.

Для каких классов сейчас предназначена дисциплина ОБЖ?

По ФГОС (прим. - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) это восьмые, десятые и одиннадцатые классы. Девятиклассники выпадают из-за ОГЭ.

Стоит ли вводить ОБЖ раньше?

Нет, объясню, почему. У восьмиклассников ещё играет детство, но основы предмета они уже понимают. Я сам видел, как некоторых семиклассников довозят родители до школы. Им опасность не грозит. Сейчас родители стараются занять своего ребёнка, чтобы он только не был на улице.

На ваших уроках больше теории или практики?

Даю и теорию, и практику. С макетами и автоматами Калашникова проблем нет, а с манекенами человека есть. Стоимость “Гоши” зашкаливает (прим. - Робот-тренажер Гоша-06) − сто пятьдесят тысяч рублей! Школьный бюджет не может себе позволить такие траты. Но некоторые вещи можно и на ребенке показать. Вот, например, ученикам старших классах интересна тема оказания первой медицинской помощи. Я даю алгоритм: человеку плохо − что с ним делать. Мы также отрабатывали поведение при пожарной тревоге. Я заметил, что дети сами лезут в опасность. Как будто это прикольно. Один раз в школе она сработала по-настоящему. Мы стали выводить детей и началась неразбериха. Одни встали перед школой, а там нельзя, там стоянка для спецтехники. Другие не знали, куда идти. Когда приехала пожарная машина, многие бросились за пожарными с камерами. Но некоторые классы, которые я вёл в прошлом году, ушли на футбольное поле, подальше от школы. А, например, седьмые и девятые классы, которые у меня не были, терялись - одни не знали, а другие забыли, чему их учили.

Достаточно ли часов выделяется на тему ПДД?

Да, но под своих занятия я программу немного переделал. Она у меня основывается на учебнике А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова. Некоторые темы я убрал, потому что они потеряли актуальность. Например, про велосипедистов. Сейчас везде велодорожки и опасности на дороге для них нет опасности как таковой. Ещё я добавил про знаки, которые относятся к пешеходу. Больше времени уделил регулировщику, потому что дети не знают, кто это. А и его сигналы − для них темный лес.

 Я прочла текст примерной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности на сайте ОБЖ.РФ. У меня сложилось впечатление, что главная задача курса ОБЖ в укреплении физического и психического здоровья детей. А как же инструкции поведения в ЧС?

Человека достаточно наделить алгоритмом и внушить, что это руководство к действию. Он будет знать, что делать первым пунктом, а что вторым. А программу стараются подогнать под современную картину. Сейчас есть угроза террористической опасности, поэтому необходимо её уметь распознавать и знать, как правильно себя вести.

Поведение еще зависит от менталитета. Например, в Европе и Америке при опасности человек падает на пол. Он знает, что террорист стреляет по тем, кто убегает. Цель террориста не убить, а создать переполох, панику, чтобы люди сами себя передавили. Наша ментальность двигает нас узнать, что произошло. Залезть, подсмотреть, спросить. А потом бывает уже поздно. Я думаю, наше поведение − отголоски советского государства, когда все было безопасно, хорошо или замалчивалось. Люди были другие, старались помочь друг другу. А современный мир резко стал опаснее, и мы не успели адаптироваться.

Стоит ли включить в преподавание основы самозащиты и инструкции поведения в случае пропажи человека (знакомого, родственника и тд)?

Да, а занятия по самозащите стоит проводить совместно с учителями физкультуры. В программе есть тема, посвященная пропаже человека. Она называется “Вынужденное автономное существование”. Это ориентирование на местности и инструкции, как выбраться из чрезвычайных ситуаций в нашей полосе. Хотя эта тема очень спорная. Например, в нее входит ориентирование по мху. А это очень большое заблуждение, что мох растет, где север. У меня есть вопросы к теме “Поведение в нестандартной обстановке и угроза терактов”. Советы дают странные, вроде “успокойся”, “не паникуй”.

Стоит ли проводить уроки по безопасности именно для родителей?

Родителей очень сложно подвигнуть на обучение, все очень занятые. У многих сложилось мнение, что раз мы свою жизнь прожили и выжили, то и у наших детей все будет хорошо. Это опять же русский менталитет. Попытки объяснить, что недавно из-за пропажи ребёнка мы детей без родителей не выпускаем, проваливаются. Прибегали родители и кричали: “Что вы делаете? Почему ребенка не выпускают? У меня ребёнок ходит домой сам”. Это звучало как обвинение, будто мы удерживаем ребенка незаконно. А о том, что эти несколько метром от школы до дома могут быть фатальными, родители не задумываются. От них это ускользало напрочь.

Рассказываете ли вы про специфику поиска, поисковые отряды?

Нет, этого не делаю. У меня задача сделать так, чтобы ребенок желательно не попал в такую ситуацию, а если попал, то научить действиям, которые помогут выжить. Если не знаешь, что делать и где ты, то лучше не идти никуда. По возможности нужно развести огонь посильнее, чтобы тебя заметили с воздуха, и чтобы согреться.

 Автор: Ольга Кусикова