Два дня и одна ночь

Автор:
Настя Мальцева

стаж

 Суббота. Регистрация участников начинается в полдень, но многие приходят на целых сорок минут раньше. На входе всех встречают организаторы и проводят на четвёртый этаж. Там будут читать лекции эксперты.

В четыреста тринадцатой аудитории сидят около семидесяти человек. В основном, конечно, парни. Это студенты разных ВУЗов от семнадцати до двадцати четырёх лет. Лица у всех напряжённые, многие уже что-то печатают на своих ноутбуках.

Примерно без двадцати минут двенадцать начинается официальное открытие хакатона. Главный организатор Никита Кит приветствует участников, напоминает о расписании на ближайшие два дня и объясняет основные правила. Среди них: в университете не курить, драки не устраивать, алкоголь не пить, поменьше бегать туда-сюда из здания. В конце выступления Никита просит аудиторию не стесняться задавать вопросы. В первую очередь спрашивают: какие призы? Организаторы улыбаются и отвечают, что тайны раскрывать нельзя, но подарки отличные.

О стажировках, провалах и хомячках

В час начинается лекция исполняющего обязанности руководителя лаборатории 3D визуализации компьютерной графики  Алексея Ролича. Он много рассказывает о технологиях, приводит яркие и запоминающиеся примеры.

− Там Вы становитесь как хомячки. Система ломается, и вы постоянно падаете и бьетесь носом». (О передвижных платформах и имитации движения). После лекции у ребят есть время задать вопросы.

− Мне понравилась первая лекция. Там в итоге под конец нам дали набор sdk (прим. авт.  набор средств разработки) для работы с ar (прим. авт.: дополненная реальность) и объяснили, что лучше использовать, а что нет», − рассказывает Артём Макаревич, участник команды «Reality-Family».

Следующее выступление немного задерживается, поэтому многие уходят обедать в столовую.

С опозданием на полчаса начинается лекция генерального директора технологической компании Phygitolism, главного организатора конференции по новейшим технологиям MIXAR, с основателя первой в России школы обучения AR&VR-специалистов "Академия реальностей" и со основателя открытого slack-сообщества для AR&VR-специалистов VAMR Олега Юсупова.

Он начинает лекцию с рассказа из личного опыта: «В 19 лет я думал, что со мной будут работать за идею. Но потом оказывается, что надо кушать». Далее он рассказывает о том, как отличная идея может быть загублена плохим продвижением.

− Ни один стартап не может быть сделан только людьми, которые занимаются технологиями. Нужно подключать В2В и В2С». (Прим. авт.: В2В – бизнес для бизнеса, В2С – бизнес для потребителя).

унпр

Когда мы возвращаемся в аудиторию, там уже выступает основатель компании VR-Concept Денис Захаркин. Он рассказывает о виртуальном прототипировании и приглашает ребят на стажировку. После лекции Денис ещё долго стоит в окружении молодых людей. Он отвечает на вопросы и раздаёт свои визитки. Когда заканчивает отвечать на вопросы ребят, я спрашиваю его о стажировке.

– На данный момент мы только подходим к тому моменту, чтобы брать стажеров. Только вчера в новый офис переехали, куда можно их привести. Все задачи, которые мы предусмотрели для стажёров, очень разные. В основном они связанны с программированием на С++ и на Python (Прим. авт.: С++ и Python – языки программирования). Пока мы берём стажеров-маркетологов, потому что программистов в основном ищем очень сильных, которые уже имеют достаточно богатый опыт. На данный момент их у нас уже восемь. А им уже стажеры помощники не помешают, – улыбается Денис.

– Есть ли у Вас советы как найти стажировку начинающему программисту? – спрашиваю я.

– Да. Прийти, например, к нам. Я лично подскажу. Сейчас еще формируется класс из пятнадцать человек в «ТемоЦентре» при Департаменте образования города Москвы. Вы знаете что это?

– Нет.

– Это как шоу-рум, – объясняет Денис, – это место, где собирают все технологии, которые планируют использовать в школах. Там проводят научные исследования. У них как раз нет ни одного специалист по VR (прим. авт.: виртуальная реальность).

До начала официального старта разработки есть ещё около сорока минут. Все те, кто пока не успел поесть, спешат вниз. Там кормят бесплатно, по талонам. Организаторы предлагают поесть и нам. Мы с радостью соглашаемся и идём за своими комплексными обедами: салатом, борщом, куриными тефтелями с макаронами и компотом.

Неспящие в Вышке

В пять часов вечера ребята приступают к работе. Команды разбредаются по второму этажу. Кто-то садится в аудиторию, кто-то на диване в коридоре.

Тишина. Все сидят, уткнувшись в свои ноутбуки, и работают. Следующие пару часов стороннему наблюдателю делать особо нечего. Команды заняты. Иногда кто-то из организаторов проходит мимо быстрым шагом, и тихо.

шщ

Вот участники начинают обсуждать свои проекты. Становится довольно шумно. На лицах заметна первая усталость. Появляются разговоры на отвлечённые темы. Краем уха слышу разговор ребят, сидящих напротив:

– Интересно, когда пиццу привезут?

– Ты что сюда пожрать пришёл?

– А ты что нет?

Привозят «Red-Bull». Количество людей в коридоре заметно увеличивается. Ребята получают по паре банок энергетика и возвращаются к своим делам. Спустя ещё час привозят пиццу. Организаторы зовут команды: «Пицца приехала! Идите все быстренько кушать! Пока она горячая!» Моментально повсюду задвигались стулья, и участники заполняют коридор битком.

После ужина все разбредаются на свои рабочие места. В одной из аудиторий одни из команд собрала странную конструкцию из палок, железяк и проводов. Внутри неё сосредоточенно балансирует парень на скейтборде. Разработчики объясняют: «Это стандартная установка для устройства виртуальной реальности htc vive. Палки – это штативы, на них стоят камеры, которые определяют положение шлема в пространстве. Человек надевает шлем и может ходить по виртуальной комнате, как в жизни».

«Reality-Family» – команда студентов четвертого курса Московского технологического университета. На хакатоне некоторые ребята уже пятый раз. На прошлом их команда заняла первое место. Они сделали пианино для дополнительной реальности.

Сейчас ребята делают симулятор езды на сноуборде. Автором идеи стал Артём Макаревич. Он сам катается на доске не первый год. Их проект должен заменить доску, когда снега нет, или стать заменой реального сноуборда для тех, кто боится травм.

– Кто из вас, что делает? – спрашиваю я.

– В основном все пишут код, – рассказывает Артём, ­– Андрей Пахомов отвечает за левел-дизайн, Владимир Кондратьев и я – за часть, связанную с железом и его связью в Unity. Максим Мезин – ответственный за написание клиентских скриптов (прим авт.: Загружаемые с сайта программы, которые выполняются в браузере пользователя) в демке (прим. Авт.: жанр компьютерного искусства, мультимедийная презентация).

– Что такое левел-дизайн?

– Это все, что связано со внешним видом уровня. Разные 3D модельки, текстуры расположение объектов на уровне и все подобное, – объясняет Владимир.

– Как вы собрались в одну команду? – задаю я вопрос Артёму.

– Вообще, у нас большая команда из двадцати трёх человек, – начинает Артём. Его перебивает Владимир: «Здесь нас четверо, потому что в нашей команде не все любят подобные мероприятия. К тому же, в эти выходные проходит выставка «Наука 0+», на которой заняты почти все члены нашей команды. Если бы не она, то наших набралось хотя бы две команды для хакатона.

– А зачем вам именно хакатон? Почему нельзя делать то же самое в привычно рабочем режиме?

– Нее, – хитро улыбается Артём, –так не интересно. Нам всем весело вместе работать без перерыва  сутки.

– Это весело, – добавляет Владимир, – собираешься с друзьями и делаешь то, что вам всем нравится в довольно комфортных условиях. За сутки хакатона обычно делается больше, чем за пару недель обычной работы. Никто не ленится, потому что на это нет времени.

Около полуночи многие уходят домой. На ночь остается только половина команд. Кофе закончилось в два часа ночи. Всех начинает клонить в сон. В коридоре гасят свет. На диванчиках, сидя  носом в стол, отдыхают участники. В аудиториях тоже встречаются спящие члены команд. Спят ребята в командах по очереди, чтобы обязательно кто-то работал.

– Мы с Артёмом, пока остальные спали, чуть-чуть занимались их задачами», – делится Владимир, участник команды «Reality-Family».

Организаторы рассказывают, что в команде обычно четыре человека: дизайнер, два программиста и кто-то, кто следит за всеми, вроде менеджера. Он же зачастую и презентует проект. Человеку, который будет выступать, полагается чуть больше времени на сон.

Всю ночь команды таскают из импровизированной кухни печенье и чай. К утру на рабочих местах вырастают горы из пластиковых стаканчиков и тарелок.

После семи утра начинают возвращаться все, кто ушёл на ночь домой. Среди людей во вчерашней одежде и с уставшим видом умытые и выглаженные «возвращенцы» особенно заметны.

Ближе к обеду вновь приезжает пицца. Одна из команд стащила для себя целую коробку. Остальные довольствуются небольшими порциями. До начала защиты остаётся не больше двух часов. Участники доделывают свои проекты и готовят презентации.

ренра

Последний бой

Без десяти минут три организаторы собирают на флэшку презентации и подгоняют отстающих. Ровно в пятнадцать-ноль-ноль должны начать. После небольшой задержки на пятом этаже начинается защита проектов. В жюри – специалисты отрасли. Среди них и вчерашний лектор Алексей Ролич:

– Чего ждете от участников? – задаю я вопрос тихо, чтобы никого не отвлекать.

– Не хочу разочаровываться. Понимаете, когда чего-то хочешь и чего-то ждешь, а потом не получаешь желаемого, то разочаровываешься. Ребята сделают и сделают. Это их труд. Это здорово.

О том, как должно проходить выступление, рассказывает Никита Кит: «Желательно уложиться в пять минут. Когда они закончатся, вам скажут: «Пожалуйста, стоп! Время!»

– Могут дать еще две минуты максимум. Это нормальная практика, когда выступающих прерывают.  О деле можно рассказывать часами, если ты в нем варишься. А вот рассказать о своем проекте по пунктам – это искусство.

– После презентации задают вопросы. Иногда это занимает больше времени, чем представление проекта. А бывает и так, что эксперты совсем не задают вопросы, а только высказывают свое мнение на то, как они видят будущее этого проекта.

– Другие участники команд тоже могут задавать вопросы. Чаще это происходит на образовательных хакатонах, где проекты абсолютно разные. Участники интересуются какими-то отдельными элементами. Это тоже полезно. Обмен опытом – тоже цель хакатона. – объясняет Никита.

Во время защиты выясняется, что четыре команды «слились». По словам организаторов, такое случается очень часто:

– Мы и сами так делали, но всё же советуем выступать в любом случае. Результат хакатона не может быть «гавно». То, что ты сделал, это все равно результат. Ты выполнял работу в первую очередь над собой. У тебя есть возможность погрузиться в стрессовую ситуацию и в этой стрессовой ситуации что-то изучать, делать новое, чему-то учиться. А это всегда внутренняя победа над собой.

Все проекты очень разные. Это и приложение, через которое можно вызвать призрака на вечеринке с друзьями, и «Морской бой» в 3D, и пособие по человеческому скелету для студентов-медиков, и многое-многое другое.

Моё внимание привлекает команда «Индивидуалист». Она состоит всего из одного человека. Первокурсник Московского технологического университета Леонид Шешуков за сутки написал симулятор для виртуальной реальности стрельбы. Программу можно использовать как развлекательную игру-шутер или как тренировочный полигон для армии.

После окончания защиты проектов жюри удаляется на двадцать минут. Участники облегченно выдыхают. Некоторые облокачиваются на столы и засыпают, другие выходят покурить. Спрашиваю у «Reality-Family», что у них получилось и не получилось.

– Мы выбрали не тот протокол, – вздыхает Артём, – грубо говоря, поставили не на ту лошадь.

– Мы загрузили просто порт под завязку. Теперь нам надо будет переписывать сервер, ­­– подхватывает Владимир.

– Что это значит «порт под завязку загрузить»? – спрашиваю я.

– Это значит, что на него уходит очень много запросов, и они обрабатываются с задержкой. Появляется очередь, – вяло отвечает Владимир.

­– Что будете делать дальше? Будете участвовать с этим протоколом?

– В принципе, да. Мы его доделываем, – отвечает Артём.

Награждение началось с вручения всем сертификатов за участие. Победителями становится команда с проектом-приложением «На тарелке». Оно помогает увидеть реальные размеры порции и ингредиенты во время заказа еды.

Этот проект оценили и другие участники.

– Мне понравился проект, который вроде называется "На тарелке", – делится Владимир из «Reality-Family», – хорошая идея, отличная презентация, простая реализация и вроде большой спрос на рынке мобильных приложений».

– Какие у вас впечатление от прошедшего хакатона? – спрашиваю я ребят из «Reality-Family».

– Организация на высоком уровне. Конечно, было не так много менторов (прим. Авт.: опытный и старший профессионал), как на других хакатонах, но это не важно. Главное – это комфортная обстановка для работы. Всегда были доступны сладости, чай, кофе, часто полноценно кормили. Особый «респект» за кашу, раньше на хакатонах такого не видели. Условия для работы – самая важная часть, – рассказывает Владимир, – Не поверишь, но нас на хакатоне EdHach от Mail.RU GROUP покормили всего один раз, а ночью все ушли и оставили без обогрева. Ребята болели потом.

Артём тоже доволен мероприятием.

– Мы удивились, если честно, когда узнали, что этот хакатон организовала студенческая организация. Редко сам институт может провести такое мероприятие, а тут все организованно студентами. Это порадовало.

Текст: Наталия Чирцева,Анастасия Мальцева

Фото: Екатерина Локаева